5 причин, почему бизнес закрывается, не прожив и года

5 причин, почему бизнес «закрывается»

С вопросом, что заставляет бизнес стоять на месте, к нам обращаются многие. И это хорошо, что компании начали об этом задумываться. Почему новый бизнес быстро умирает? Что мешает его развитию? Мы выделили 5 основных причин, о которых расскажем в этой статье.

Что происходит с бизнесом сегодня?

Текущая ситуация такова, что 90% стартапов, запущенных в начале года, очень быстро сворачиваются, так и не успев выстрелить. Это вдвойне печально, потому что иногда попадаются проекты, которые действительно интересны сами по себе, они стоят каждой копейки вложенных в них денег, но все равно терпят крах.

Обычный бизнес, который работает сейчас в этом городе, в этой стране, нуждается в помощи. Но помочь себе он может только сам, потому что текущая ситуация – лишь следствие его собственных ошибок. Давайте рассмотрим, каких именно.

1. Ориентированность на продукт

Проблема:

Компания, которая ориентирована на продукт, не учитывает запросы рынка. Она вкладывает деньги в определенный товар, везде его продвигает, а спустя какое-то время он:

  • Теряет свою актуальность
  • На него падает спрос
  • Его запрещает законодательство

Продукт становится никому не нужен, а бизнес вылетает в трубу. Это причина, почему большинство товарных бизнесов сворачивается в первый же год.

Решение:

Бизнес, ориентированный на рынок. Сначала вы анализируете рынок, смотрите, в чем он нуждается. Рынку нужен не один продукт, который вы предлагаете, пусть их будет много, пусть они будут разные. Затем вы становитесь компанией, которая предлагает не одно решение, а спектр решений.

Если один из ваших продуктов перестал играть роль на рынке, вы занимаетесь другим продуктом. Другой продукт перестал играть на рынке – хорошо,  вы ищите новый продукт, но делаете это в сфере своего спектра решений.

Чем яснее вы поймёте, на какой рынок ориентируетесь, и какие проблемы закрываете, тем быстрее и легче будет ваш рост.  Не ограничивайте себя продуктовой палитрой или продуктовым портфелем, потому что вы можете придумать всё, что захотите. И не забывайте, что в первую очередь вы решаете проблемы своего клиента.

2. Нет делегирования обязанностей

Проблема:

Очень часто бизнес «умирает» из-за неумения создать команду и делегировать обязанности. Мы рассказывали об этом подробно в предыдущей статье.

Компания, которая выросла без команды – это редкий случай, как единорог в лесу, о котором все слышали, но никто не видел. В большинстве своем мы нанимаем персонал «принеси-подай» и получаем соответствующий итог. Сотрудники уходят, воруют и т.д. А причина очевидна – мы получаем тех сотрудников, которых заслужили.

Решение:

Делегирование — это команда. Для роста бизнеса нужна команда, она ведет компанию вверх. Это не должны быть люди «принеси-подай». Вам нужны сотрудники, которые умеют думать, которые могут показать и рассказать, куда идти дальше с внутренним проектом, и как его лучше реализовать.

3. Нет архитектуры бизнеса

Проблема:

В большинстве своем об архитектуре никто не задумывается, то есть не продумывает заранее и не закладывает стратегию своего роста. Действует принцип «ввяжемся-разберёмся», хотя по факту мы сами себя ограничиваем в развитии.

Решение:

Нужно заранее продумать, куда вы планируете двигаться в ближайшие год-два или пять-десять лет. Это важное решение, которое компания принимает до начала любого проекта или любого продукта, который вы хотите реализовывать.

Архитектура – это:

  • орг. структура,
  • бизнес-процессы,
  • распределение функций

Все это нужно заранее предусмотреть, заложить потенциальный рост компании так, чтобы это было понятно не только вам, но и акционерам и всем сотрудникам.

4. Проблемы с рекламой

Проблема:

Несмотря на большое количество тренингов и выступления экспертов, многие до сих пор считают, что на маркетинг тратиться не нужно, потому что сарафанное радио способно выполнять функции рекламы.

Ничего подобного. Чем меньше вы тратите на маркетинг, тем меньше людей о вас знает – это факт.

Решение:

На самом деле сама по себе реклама никогда не будет проблемой. Источников, каналов, инструментов – тысячи, их настолько много, что невозможно перечислить.

Проблема в самом предложении, которое вы делаете. Соответственно нужно разбираться в рекламе, в каналах,  в маркетинге – это обязательно, невозможно сделать омлет, не разбив яиц. Да, где-то придется потратиться, где-то вложиться, чтобы получить хороший эффект. Но в этом и задача маркетинга, чтобы нужный эффект был.

5. Упаковка продукта

Проблема:

Упаковка продукта – это то, как вы его преподносите, что предлагаете клиенту на первом свидании. Мы об этом много раз говорили, например, в статье «4 шага для создания и оптимизации идеального оффера».

В большинстве случаев продавцы предлагают «женитьбу» на продукте при первой же встрече с клиентом, пропуская ухаживания и конфетно-букетный период. В результате вы получаете низкие конверсии и недостаточное количество клиентов, и, как следствие, страдаете от того, что нужно вкладывать деньги, а вы не хотите или их нет.

Решение:

Для того чтобы найти свою нишу на рынке, необходимо понимание простых, но важных вещей:

  • Какую проблему рынка вы можете решить, или какое решение предоставляет ваш продукт.

Важно, чтобы рынок был готов принять это решение. Например, у вас есть умная услуга по строительству, которая позволяет экономить деньги на тепловой энергии. Это действительно прекрасное решение. Но насколько оно приемлемо для рынка, готов ли рынок за него платить и платить столько, сколько вы хотите?

  • Ценность продукта или услуги, которую вы предлагаете

Формула проста: ценность продукта должна во много раз превышать сумму, которую вы за него просите.

Не в один, не в два, а в десятки раз. Тогда у вас не будет возникать ощущения, что вы кого-то обдираете или у кого-то деньги воруете. Это станет обычным процессом обмена ценностей на деньги, вот что важно.

  • Нельзя забывать про любимых клиентов

Есть много компаний, которые успешно начинают, все как будто идет хорошо, но они забывают про своих самых любимых постоянных клиентов. Ответьте сами себе на вопрос: «Готов ли я пойти на все, чтобы удовлетворить их?»

Как только ваше эго возьмет верх — ничего не получится. Будут возникать разные ситуации, и из-за вашего эго от вас будут уходить клиенты,

Вывод

5 причин, про которые мы рассказали – это вопросы, которые вы должны задать себе в самом начале, еще до закупа продукта, до начала бизнеса, даже до регистрации юридического лица. Если вы ответили на эти вопросы и ответили на них правильно, тогда никакой кризис не помешает вам открыть свое дело и превратить его в большой, процветающий бизнес.

С уважением,

Ален Кокумбаев