Делегирование. 7 распространенных ошибок собственников

7 ошибок
Делегирование  — один из самых эффективных управленческих инструментов, но далеко не самый простой.
Почему он не дает желаемых результатов, а управленцы начинают работать без выходных по принципу «если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам»? Такая тактика навредит не только собственнику, но и всему бизнесу.
В сегодняшней статье мы расскажем, какие ошибки чаще всего совершают собственники при делегировании полномочий и как можно их избежать.

3 минуты

Уровни развития управленца:

Технарь – Менеджер – Директор – Собственник

Условно каждого управленца можно отнести к определенному уровню в зависимости от того, какая система делегирования существует в компании:

  • Технарь — всеми делами бизнеса занимается самостоятельно, будь то бухгалтерия, наем сотрудников, продажи, маркетинг, логистика и т.д.

Но наступает момент, когда объем задач превышает возможности одного человека, и управленец, нанимая нужного специалиста, делегирует часть полномочий и переходит на новый уровень.

  • Менеджер — на этом уровне управленец уже контролирует сформированные отделы своей компании. Но рано или поздно и здесь банально перестанет хватать времени на то, чтобы проследить за качеством и результатами работы каждого сотрудника. Тогда на ключевые позиции ставят руководителей отделов.
  • Директор — управленец контролирует руководителей каждого отдела.
  • Собственник — на этом уровне в компании управленца появляется исполнительный директор, на которого ложится большая доля ответственности.

А на каком уровне сейчас находитесь вы, как управленец?

Стоит отметить, что некоторые не поднимаются на уровень выше и закрывают бизнес, просто потому что не смогли эффективно делегировать полномочия и ответственность.

Давайте разберемся, какие ошибки допускает собственник, когда пытается начать делегировать часть своих функций другим сотрудникам.

7 распространенных ошибок делегирования

Ошибка № 1. Нереалистичные дедлайны

Вы делегировали разные задачи своим сотрудникам, но в назначенное время никто не смог предоставить адекватный результат? И причина такого разочарования в большинстве своем заключается не в самом исполнителе, а в том, что управленец поставил нереалистичный срок для исполнения задачи. Время, необходимое для выполнения задачи, зависит как от сложности самой задачи, так и от тех ресурсов, которые могут понадобиться в процессе.

Что делать? Ставьте конкретные и реалистичные дедлайны по каждой задаче.

Чтобы определить оптимальное время на выполнение того или иного дела, вы можете самостоятельно пройти по всему процессу или обсудить все нюансы со своими подчиненными. Либо воспользуйтесь советами и опытом тех, кто в своей нише уже прошел через это и может объективно ответить вам на вопрос, сколько времени занимает тот или иной процесс.

Ошибка № 2. Делегирование задачи некомпетентному исполнителю

Поручая некомпетентному и неопытному сотруднику выполнение сложной и нетипичной для него задачи, вы рискуете тем, что постоянно будете переделывать за ним всю работу. В итоге тратится ваше время, силы и деньги.

Что делать? Проследите за тем, чтобы каждый сотрудник занимался тем, для чего был нанят, и делегируйте задачи в соответствии с его компетенцией.

Ошибка № 3. Не расставлены приоритеты

Если вы делегируете задачу и не обсуждаете с сотрудником степень ее важности, то не стоит ждать, что сотрудник сам осознает высокий уровень ответственности за ее исполнение.

Что делать? Присваивайте каждой задаче строгий приоритет, сроки исполнения и ответственных. Для наглядности пользуйтесь магнитно-маркерными досками, а лучше отслеживайте весь процесс через специальные программы.

Ошибка № 4. Тотальный контроль

Не следует контролировать каждый шаг сотрудника — это создает лишнее напряжение в работе и тратит ваше время. Вы либо доверяете ему выполнение задачи и ждете адекватного результата, либо делайте все самостоятельно.

Что делать? Контролируйте сотрудника по выполнению им ключевых показателей (KPI) и позаботьтесь, чтобы в компании были отлажены эффективные бизнес-процессы. Оптимальным вариантом для отдела продаж, например, будет использование CRM. Эта программа будет содержать в себе всю детальную информацию по действию ваших сотрудников на определенных этапах работы.

Ошибка № 5. Отсутствие доверия

Вы не готовы делегировать сотруднику, потому что считаете, что это слишком сложно и так как необходимо именно вам он все равно не способен сделать.

Что делать?  Пора менять ваше видение о сотрудниках и о бизнесе. Еще раз подумайте, на каком уровне вы сейчас находитесь и к какому результату вы итоге хотели бы придти.

Ошибка № 6. Слишком детальные указания

Если вы объясняете сотруднику задачу вплоть до самого мелкого и незначительного действия и считаете, что облегчаете тем самым работу и себе, и ему, то вы сильно ошибаетесь. Ответьте на вопрос, готовы ли вы и в дальнейшем также подробно объяснять этому сотруднику, какой следующий шаг сделать. Скорее всего, нет. Вы потратите массу своего времени, а сотрудник не научится самостоятельности и гибкости.

Что делать? Пропишите детально все бизнес-процессы в ваших отделах, чтобы каждый раз не останавливается на одних и тех же нюансах.

Ошибка № 7. Отсутствие нематериальной мотивации

Материальная мотивация недолговечна: сотрудник быстро привыкает к повышению зарплаты и теряет тот огонь, что первоначально горел в глазах от новых заданий.

Что делать? Разработайте систему нематериальной мотивации (конкурсы/индивидуальные беседы/стратегические сессии), которая поможет сотрудникам генерировать новые идеи и способы достижения поставленных целей.

А как в вашей компании работает инструмент делегирования? Совершаете ли вы эти же ошибки? Если да, то еще не поздно все исправить и начать умело делегировать.

Важно! Сотрудники берут пример с руководителя, поэтому на постоянной основе повышайте свою квалификацию, соблюдайте дедлайны, грамотно расставляйте приоритеты и демонстрируйте высокий уровень ответственности. Тогда вы увидите, как изменится ваша команда.

С уважением,
Ален Кокумбаев

  • Aigerim Kalmasova

    Отличная статья. Многое для себя узнала.