Как построить команду развития бизнеса?

На начальных этапах развития бизнеса каждый предприниматель сталкивается с трудностью выбора. Кого нанять в штат, а без кого можно обойтись? Какие функции переложить на свои плечи, а какие делегировать сотрудникам или отдать на аутсорс? Думаю, первое, что нужно сделать для решения этих вопросов – это сформировать команду развития бизнеса. И вот почему.

Что мы видим у большинства компаний на рынке?

За рост отвечает либо отдел продаж, либо отдел маркетинга, а ключевой составляющей успеха многие предприниматели считают качественный сервис и грамотно выстроенную операционную деятельность. Концепция команды развития несколько другая. Она подразумевает разделение штата на три блока:

  1. Команда, которая занимается развитием продукта, инновациями, технологиями, модернизацией и т.п.
  2. Команда, отвечающая за операционную деятельность, это исполнительные директора, юристы, финансисты, HR-специалисты, офис-менеджеры
  3. Команда, которая отвечает за развитие бизнеса

Что такое команда развития бизнеса?

По сути это четыре отдела, каждый из которых выполняет свои строго определенные функции.

Контент-команда

Контент – это информация, которую вы распространяете публично через различные информационные каналы.

Отдел контента занимается тем, что создает информационные поводы и любые типы контента (текстовые, аудио, видео и др.), работает со СМИ, отвечает за информационное наполнение вашего сайта, занимается SMM и комьюнити-менеджментом. По сути это команда, которая создает собственный медиа-ресурс для вашего бизнеса, и делает все, чтобы о вас узнало как можно больше людей в информационном пространстве.

Команда рекламы

Этот отдел отвечает за всю рекламу в поисковиках Google, Яндекс, социальных сетях, занимается созданием посадочных страниц, сайтов и их оптимизацией, копирайтингом и e-mail рассылками. Задача команды рекламы привлечь как можно больше качественных лидов, используя самые разные каналы распространения.

Отдел продаж

Третий отдел в команде развития берет на себя непосредственно продажи, развитие бизнеса, партнерские отношения и аффилирование партнерских программ. Отдел продаж занимается тем, что переводит лидов или потенциальных клиентов в реальных покупателей, предоставляет им услугу и делает расчет за эту услугу.

Отдел сервиса

Четвертый отдел  в этом блоке – это команда поддержки или сервиса, которая поддерживает общение с клиентами, дает им обратную связь, предоставляет информацию о том, на какой стадии находится услуга, где и как можно получить готовый продукт. Они всегда на связи: через звонки, смс, месcенджеры и т.д. Их главная функция – оперативно отвечать на вопросы клиентов и всегда быть готовыми помочь.

Таким образом, концепция команды развития включает в себя четыре блока, каждый из которых взаимодействует со всеми остальными, как это видно на иллюстрации ниже.

Где взять столько людей и денег?

Кому-то может показаться, что команда развития требует больших вложений, однако это не так. Совсем не обязательно в каждый отдел нанимать по 3-5 человек. На начальных этапах достаточно одного человека в контенте, одного в рекламе, одного в продажах и одного в сервисе. А для выполнения дополнительных задач или проектов можно привлечь фрилансеров, которые в качестве проектной работы могут помочь с дизайном, созданием посадочной страницы и т.п.

Самое главное, у вас должны быть эти 4 человека в команде развития, которые будут развивать бизнес, увеличивать прибыль и помогать развиваться остальному штату, отвечающему за продукт и операционку.

Сейчас принято делать ставку только на отдел продаж, только отдел маркетинга или только операционную деятельность. Это основная проблема предпринимателей, с которыми мы работаем в рамках нашей консалтинговой деятельности. Но, как мы видим, такой подход слишком узок и не дает увидеть картину в целом. А для того чтобы быстро расти, нужно смотреть со всех сторон и видеть стратегически, в каком направлении движется бизнес. Поэтому нужна команда, в которой каждый работает на общий результат и делает все, чтобы бизнес развивался.

Сколько проектов потянет команда развития?

Вопрос, который часто возникает, способна ли одна команда развития взять на себя несколько проектов? В целом это реально, если команда развития состоит не из 4-х человек, а сформирована полностью: в ней есть дизайнеры, верстальщики, ассистенты и т.д. Тогда отделы могут брать на себя больше нагрузки, чем если бы это были единичные люди.

Здесь важно понимать, что команда развития первична, а операционная работа и сам продукт вторичны. Безусловно, они тоже важны, но без развития, без денег, которые мы сможем вложить в инновации или развитие продукта, ничего этого не будет. Поэтому нужно постоянно работать над тем, чтобы в бизнесе появлялось как можно больше прибыли.

Еще один важный момент. Команда развития развязывает предпринимателю руки, потому что появляется первый круг менеджеров, которым вы можете доверять, они берут на себя сложные задачи, такие, которыми обычно занимается сам собственник.

Это еще одна проблема сегодняшних реалий. Директора компаний проходят обучающие программы, курсы, тренинги, направленные на то, чтобы они делали что-то своими руками. Но собственник не должен этого делать. Его работа генерировать деньги, находить новые пути, заниматься развитием продукта и решать другие стратегические задачи. А задача команды как раз внедрять те инструменты, о которых рассказывают на модных тренингах.

Конечно, на первых этапах нет смысла торопиться и раздувать штат. Нужно четко понимать, сначала мы подтягиваем ногу прибыли, а затем нанимаем необходимых людей, которые помогают увеличить объем прибыли. Далее опять подтягиваем ногу прибыли, после чего идет новый этап найма сотрудников, формирование команды. Так шаг за шагом команда растет соразмерно увеличению прибыли.

Команда развития необходима любому виду бизнеса.

Весь остальной непрофильный штат: HR, бухгалтерия, юристы (если вы не юридическая или бухгалтерская компания) на первых этапах можно не набирать. Если объемы производства не слишком большие, все эти функции можно делегировать на аутсорс. А когда команда развития выполнит свою функцию и увеличит количество денег в бизнесе, можно будет задуматься над тем, чтобы взять юриста, бухгалтера или технолога.

Таким образом, важно сформировать первый круг топ-менеджеров, свою команду развития, которая будет самостоятельно контролировать главные процессы вашего бизнеса, и отвечать головой и деньгами за результаты своего подразделения.